Владыка Митрофан прославился как талантливый проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем - жестокий гонитель старообрядцев. Авторитетный архипастырь, почитаемый самим царём, и в то же время - бессребреник, святитель Митрофан Воронежский вошёл в церковную историю как одна из самых противоречивых фигур русской церковной истории второй половины XVII века. До сорокалетнего возраста будущий святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском близ города Шуи. Овдовев, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни.
В 70-х годах XVII столетия от Рождества Христова будущий архиерей активно включился в дело церковной реформы, начатой двумя десятилетиями ранее патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Игумен Митрофан объезжал села, выявлял старообрядцев и уничтожал древние богослужебные книги. Однако для борьбы с расколом он использовал не столько казни и пытки, сколько просвещение в западнорусском духе. Организовывая сельские школы, в которых грамоту преподавали переселенцы из Малороссии, у которых, в отличие от великороссов, не было симпатий к старообрядчеству.
На Московском Соборе 1681-1682 годов от Рождества Христова для борьбы с русским старообрядчеством и для улучшения христианского просвещения было решено увеличить число епархий. Игумен Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года рукоположен во епископа Воронежского. С воцарением Петра I святитель Митрофан стал поддерживать царя в его реформах, хотя и не одобрял столь активной вестернизации. На Воронежской кафедре святитель трудился вплоть до своей кончины в 1703 году. Его мощи были обретены в 1832 году. Именно это торжественное событие и празднуется сегодня.
В день празднования обретения мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, от Благовещенского кафедрального собора отправился Митрофано-Тихоновский крестный ход в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. В нём принял участие клирик нашего храма иерей Илья Григоренко.