Меню
Новости храма

Великий Пяток

Тропарь, глас 2:

Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв положи.

Настоятель храма совершил Великую вечерню с чином изнесения Плащаницы Христа Спасителя.

На вечерне Великого Пятка воспоминается Крестные страдания Господа, Его смерть на Кресте, снятие с Креста Его пречистого Тела и погребение праведным Иосифом и Никодимом. По обычаю, изнесение Святой Плащаницы совершается около того времени, когда Спаситель умер, "испустил дух" (Мф. 27:50), на Кресте. Это совершилось в 10-м часу дня по иудейскому времяисчислению, что соответствует нашему 4-му часу пополуд­ни (см.: Мф. 27:45).
В этом богослужении Церковь воспоминает, как праведные Иосиф и Никодим снимали с Креста Пречистое Тело своего Божественного Учителя и Господа. Их духовные переживания выражены в стихире, которая поется на вечерне перед изнесением Плащаницы: "Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе". (Перевод: "Тебя, одевающегося светом, как одеждою, Иосиф, сняв с Древа с Никодимом, и видя мертвым, нагим, не погребенным, начав в глубоком сострадании погребальный плач, с рыданиями возглашал: "Увы мне, Сладчайший Иисусе! Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте, солнце мраком облекалось, и земля от страха колебалась, и разрывалась завеса храма. Но вот, я ныне вижу Тебя, ради меня добровольно принявшим смерть. Как я буду погребать Тебя, Боже мой, или как полотном обовью? И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный? Прославляю страдания Твои, воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая: Господи, слава Тебе!")

После была отслужена утреня Великой Субботы с чином погребения Христа Спасителя.

О важном значении погребения Господа Иисуса Христа святитель Иоанн Златоуст пишет: "Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении".