На воскресный день 5 октября приходится память пророка Ионы.
Иона: пророк, который убегал от Бога
В ветхозаветной галерее пророков Иона стоит особняком. Его история, изложенная в Книге Пророка Ионы, — это не просто хроника пророчества, а глубокая притча о милосердии, свободе воли и всеобъемлющей любви Бога. Это история не столько о грешном городе, сколько о мятежном сердце самого пророка.
Необычное призвание
В отличие от Исаии или Иеремии, с готовностью откликнувшихся на Божий призыв, Иона получает задание, которое идет вразрез с его убеждениями. Бог повелевает ему идти в столицу Ассирийской империи, город Ниневию, и возвестить ее жителям о скорой гибели за их нечестие.
Ассирия была злейшим врагом и символом жестокости для Израиля. И вот, вместо того чтобы с радостью предречь падение ненавистного города, Иона делает неожиданное: он убегает. Он спускается в порт Иоппии и садится на корабль, плывущий в испанский Фарсис — в направлении, совершенно противоположном Ниневии.
Во чреве кита: кризис и спасение
Побег Ионы приводит к знаменитому эпизоду, сделавшему его имя нарицательным. Бог насылает на море страшную бурю. Корабль вот-вот разобьется, а языческие моряки в ужасе взывают к своим богам. В это время Иона спит в трюме. Разбуженный капитаном, он понимает, что буря — следствие его непослушания. По его же просьбе моряки бросают его в бушующие волны, и буря мгновенно утихает.
«И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Иона 2:1). Для самого пророка это стало не наказанием, а спасением от верной смерти. В тесной и темной утробе гигантской рыбы Иона переживает глубочайшее духовное преображение. Его молитва, записанная во второй главе книги, — это крик отчаяния, который превращается в песнь благодарности и надежды:
«К бездне я взывал, и Ты услышал голос мой...
Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе,
и молитва моя дошла до Тебя...»
Спустя три дня кит извергает Иону на сушу, дав ему второй шанс.
Неожиданный успех и гнев пророка
Вновь услышав Божий призыв, на этот раз Иона повинуется. Он приходит в Ниневию — гигантский мегаполис, на пересечение которого требовалось три дня. Его проповедь была лаконичной и суровой: «Еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена!»
Происходит невероятное: огромный город, от простого народа до самого царя, внемлет словам чужеземного пророка. Объявляется строгий пост, все жители, включая животных, облачаются во вретище — знак покаяния и скорби. Увидев их искреннее раскаяние, Бог отменяет Свой приговор и прощает Ниневию.
И здесь проявляется главный парадокс истории Ионы: величайший успех пророка вызывает в нем не радость, а горький гнев. Он единственный, кто недоволен спасением сотен тысяч людей. Его молитва к Богу полна сарказма и разочарования:
«О, Господи! Не это ли я говорил, когда был еще в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый... И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, чем жить».
Иона больше переживает за свою «профессиональную репутацию» пророка, чье предсказание не сбылось, чем за спасенные души. Он ставит свой патриотизм и чувство справедливости выше милосердия Божьего.
Урок под солнцем
Чтобы вразумить пророка, Бог устраивает ему наглядный урок. Иона сидит восточнее города в тени шалаша и смотрит, что будет с Ниневией. Чтобы утешить его, Бог вырастил за ночь растение (в оригинале — «тыква», в синодальном переводе — «ковш»), которое своей тенью защищало Иону от палящего солнца. Пророк очень привязался к растению. Но на следующий день Бог послал червя, который подточил растение, и оно засохло. А затем напустил знойный восточный ветер и солнце, от которых Иона изнемогал.
В очередной раз пророк просит себе смерти. И тогда Бог произносит ключевую фразу, которая является кульминацией всей книги:
«Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. А мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»
Бог показывает Ионе, что если тот способен жалеть простое растение, которое появилось и исчезло так быстро, то насколько же больше Творец должен жалеть Свое творение — тысячи людей, пусть и заблудших.